Правила внутреннего контроля

 

ПРАВИЛА

внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем и финансированию терроризма Акционерного общества

«Универсальная товарная биржа «Астана»

 

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма Акционерного общества «Универсальная товарная биржа «Астана» (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о ПОД/ФТ) и Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для товарной биржи, утвержденные Совместным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 28 февраля 2022 года № 16 и Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 28 февраля 2022 года № 2.

      2. В настоящих Правилах к субъектам финансового мониторинга относятся товарные биржи (далее - Субъекты).
      3. Если Правилами не предусмотрено иное, то понятия, применяемые в Правилах, используются в значениях, указанных в Законе о ПОД/ФТ и Законе Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах».
      4. Для целей Требований используются следующие основные понятия:
      1) выделенный канал связи – сеть уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг, используемая для электронного взаимодействия с Субъектом;

      2) форма ФМ-1 – форма сведений и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу, предусмотренными Правилами представления субъектами финансового мониторинга сведений, утверждаемых уполномоченным органом по финансовому мониторингу в сфере ПОД/ФТ, в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ;

      3) риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ОД/ФТ) – возможность преднамеренного или непреднамеренного вовлечения Субъектов в процессы легализации ОД/ФТ или иную преступную деятельность;

      4) управление рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма – совокупность принимаемых Субъектами мер по мониторингу, выявлению рисков легализации ОД/ФТ, а также их минимизации (в отношении услуг, клиентов);

      5) безупречная деловая репутация – наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости (за совершение преступление в сфере экономической деятельности, либо умышленных преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений);

      6) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с Законом о ПОД/ФТ

      5. Внутренний контроль осуществляется в целях:
      1) обеспечения выполнения Субъектами требований законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ);
      2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля Субъектов на уровне, достаточном для управления рисками отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ОД/ФТ);
      3) минимизации рисков ПОД/ФТ.
      6. Правила внутреннего контроля (далее - ПВК) являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленные на ПОД/ФТ и устанавливает порядок действий Субъектов в целях ПОД/ФТ.
      7. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона, ПВК включают в себя:
      программу организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
      программу управления риском ОД/ФТ, учитывающую риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений;
      программу идентификации клиентов;
      программу мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов;
      программу подготовки и обучения сотрудников субъектов финансового мониторинга по вопросам ПОД/ФТ;
      иные программы, которые могут разрабатываться субъектами финансового мониторинга в соответствии с ПВК.
      8. ПВК предусматривают назначение ответственного должностного лица либо структурного подразделения по организации, мониторингу реализации и соблюдению ПВК.
      Примечание. На должность ответственного должностного лица не может быть назначено лицо, не имеющее высшего образования, имеющее не снятую или не погашенную судимость за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, либо умышленных преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.
      9. Субъекты несут административную ответственность за неисполнение обязанностей по разработке, принятию и (или) исполнению ПВК и программ его осуществления в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях».      

10. В случае внесения изменений и (или) дополнений в законодательство о ПОД/ФТ, Субъекты в течение 30 календарных дней, вносят в ПВК соответствующие изменения и (или) дополнения.

2. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

      11. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ содержит:
      1) порядок организации внутреннего контроля, включая описание функций ответственного должностного лица либо структурного подразделения, в том числе порядка взаимодействия с другими структурными подразделениями Субъекта при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
      2) порядок отказа клиентам в установлении деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом и прекращению деловых отношений с клиентом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;
      3) порядок признания Субъектами сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции;
      4) порядок представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фактов отказа физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган;
      5) порядок фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе о подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций.
            В журнале учета сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фиксируются:
      номер и дата передачи информации в уполномоченный орган;
      основание для подачи сообщения;
      номер и дата извещения о принятии/непринятии Формы ФМ-1 уполномоченным органом.
      6) порядок информирования работниками субъекта руководителя о ставших им известными фактах нарушения законодательства о ПОД/ФТ, ПВК, допущенных работниками Субъекта.
            12. Функции ответственного должностного лица либо структурного подразделения в соответствии с программой организации внутреннего контроля:
      1) разработка и согласование ПВК, внесение изменений и дополнений к ним с руководителем Субъекта, а также мониторинг реализации и соблюдения;
      2) организация и контроль за представлением сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ;
      3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными;
      4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным и другим необычным операциям;
      5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления в уполномоченный орган;
      6) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
      7) направление запросов руководителю Субъекта для принятия решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
      8) документальное фиксирование принятых решений в отношении клиента, операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;
      9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК;
      10) информирование руководителя Субъекта о выявленных нарушениях ПВК;
      11) подготовка информации о результатах реализации ПВК и рекомендуемых мерах по улучшению системы управления рисками ОД/ФТ и внутреннего контроля ПОД/ФТ для формирования отчетов руководителю Субъекта;
      12) обеспечения мер по хранению документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом;
      13) иные в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ и внутренними документами Субъектов.
      13. Субъекты в соответствии с возложенными функциями:
      1) обеспечивают конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;
      2) предоставляют информацию соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ;
      3) предоставляют в уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, сведения и документы в соответствии с пунктом 3-1 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ.
      Субъект не извещает клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган информации, сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими операциях.
         3. Программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

      14. Программа управления риском ОД/ФТ предусматривает проведение лицом, осуществляющим операцию с клиентами, оценки риска совершения клиентом операций с деньгами и (или) иным имуществом, связанных с ОД/ФТ с присвоением уровней риска.
      Примечание. Уровни риска формируются на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.
      Результаты оценки рисков документально фиксируются и предоставляются по требованию соответствующих государственных органов и некоммерческих организаций, членами которых являются Субъекты.
      Уровни риска, присваиваемые клиенту, пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
      15. В программе управления риском ОД/ФТ высокий уровень риска присваивается:
      1) деловым отношениям и сделкам физических и юридических лиц из государств (территорий):
      не выполняющих и (или) недостаточно выполняющих рекомендации ФАТФ;
      с повышенным уровнем коррупции или иной преступной деятельностью;
      подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией Объединенных Наций (далее - ООН);
      предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремисткой) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации.
      Ссылки на перечни таких государств (территорий) по данным ООН и международных организаций размещаются на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа;
      2) клиенту в случае, когда:
      клиентом является иностранное публичное должностное лицо;
      клиентом является должностное лицо публичной международной организации;
      клиентом является лицо, действующее в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица;
      клиентом является лицо, являющееся супругом, близким родственником иностранного публичного должностного лица;
      клиент (его представитель) либо бенефициарный собственник, либо контрагент клиента по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (территории), входящей в Перечень оффшорных зон;
      клиент включен в Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона о ПОД/ФТ;
      клиент является нерезидентом;
      местонахождение клиента, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления;
      деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах;
      деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег;
      у Субъектов возникают сложности при проверке представленных клиентом сведений;
      клиент настаивает на поспешности проведения операций;
      клиент настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики Субъектов;
      клиент использует новые продукты и новую деловую практику, включая новые механизмы передачи, новые или развивающиеся технологии как для новых, так и для уже существующих продуктов;
      клиентом совершаются действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;
      клиент является некоммерческой организацией;
      операции клиента ранее были признаны подозрительными;
      имеется иная информация о клиенте, связанная с высоким риском ОД/ФТ;
      3) операции:
      связанной с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты;
      не имеющей очевидного экономического смысла или видимой законной цели;
      совершаемой клиентом с несвойственной ему частотой или на необычно крупную для данного клиента сумму;
      по которой имеется информация о высоком риске ОД/ФТ.
      Клиентам, которым на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, не присвоен высокий уровень риска, присваивается низкий уровень риска.
      К клиентам, которым присвоен высокий уровень риска ОД/ФТ, применяются усиленные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ.
      К клиентам, которым присвоен низкий уровень риска ОД/ФТ, применяются упрощенные меры надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ.
         4. Программа идентификации клиентов

      16. Программа идентификации клиента заключается в проведении Субъектами мероприятий по выявлению, обновлению ранее полученных сведений о клиентах (их представителях) и бенефициарных собственниках, включая сведения об источнике финансирования совершаемых клиентом операций и включает процедуры по:
      1) соблюдению мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) и бенефициарных собственников согласно требованиям статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;
      2) проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;
      3) наличию или отсутствию в отношении клиента (его представителя) и бенефициарного собственника сведений об их причастности к финансированию терроризма и экстремизма, предусмотренных Перечнем организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона о ПОД/ФТ;
      4) проверке принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 Закона о ПОД/ФТ;
      5) выявлению клиентов, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения:
      в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ;
      в оффшорных зонах;
      6) установлению предполагаемой цели и характера деловых отношений.
      Для клиента с высоким уровнем риска ОД/ФТ при установлении предполагаемой цели и характера деловых отношений дополнительно запрашиваются сведения о роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операций.
      Для клиента с низким уровнем риска ОД/ФТ установление предполагаемой цели и характера деловых отношений определяется на основе характера операций клиента;
      7) применению к клиенту, в зависимости от присвоенного уровня риска, мер по надлежащей проверке клиента в соответствии с программой управления рисками;
      8) обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов по мере изменения идентификационных сведений, о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, но не реже одного раза в год.
      Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с высоким уровнем риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в полугодие.
      Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с низким уровнем риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в два года.
      В случае отказа клиенту в установлении деловых отношений и проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, а также принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом, Субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение о таком факте по Форме ФМ-1.
      В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, а также в случае возникновения в процессе изучения операций, совершаемых клиентом, подозрений о том, что деловые отношения используются клиентом в целях ОД/ФТ, Субъекты прекращают деловые отношения с клиентом. Если деловые отношения прекращены по вышеобозначенным основаниям, Субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение по Форме ФМ-1.
         5. Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно и крупных и других необычных
операций клиентов.

      17. Субъекты разрабатывают Программу мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов, которая заключается в выявлении операций:
      1) указанных в пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ;
      2) указанных в пункте 3 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ;
      3) указанных в пункте 4 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ.
      18. Субъект, в случае присвоения клиенту высокого уровня риска ОД/ФТ, дополнительно изучает все операции, которые проводил клиент у данного Субъекта, с целью установления причин запланированных или проведенных операций, и выявляет характер операций, которые требуют дальнейшей проверки.
      Субъект, в случае присвоения клиенту низкого уровня риска ОД/ФТ, изучает текущую операцию клиента.
            19. Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиентов сведения документально фиксируются и вносятся в досье клиента.
      20. Сведения и информация о выявленных операциях клиентов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ, представляется в уполномоченный орган по Форме ФМ-1.
      21. Сообщение об операции, подлежащей обязательному изучению, представляются Субъектами в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

6. Программа подготовки и обучения работников Субъектов по
вопросам ПОД/ФТ

      22. Программа подготовки и обучения по вопросам ПОД/ФТ разрабатывается в соответствии с требованиями по подготовке и обучению работников.