ПРАВИЛА
внутреннего контроля в целях
противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию
терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Акционерного Общества
«Товарная биржа «Астана»
1. Настоящие Правила внутреннего контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию
терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для
товарных бирж (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 3-2
статьи 11 Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма" (далее - Закон о ПОД/ФТ) и Международными стандартами Группы
разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
2. В настоящих Правилах
субъектом финансового мониторинга является АО «Товарная биржа «Астана» (далее -
Субъект).
3. Если Правилами не предусмотрено иное, то понятия,
применяемые в Правилах, используются в значениях, указанных в Законе о
ПОД/ФТ и Законе Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных
биржах».
4. Для целей Требований используются следующие основные
понятия:
1)
выделенный канал связи - сеть уполномоченного органа, осуществляющего
финансовый мониторинг, используемая для электронного взаимодействия с
Субъектом;
2) форма
ФМ-1 - форма сведений и информации об операции, подлежащей финансовому
мониторингу, предусмотренными Правилами представления субъектами финансового
мониторинга сведений, утверждаемых уполномоченным органом по финансовому
мониторингу в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения
оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ), в соответствии с пунктом 2
статьи 10 Закона о ПОД/ФТ;
3) риски
легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансированию
терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее
- ОД/ФТ/ФРОМУ) - возможность преднамеренного или непреднамеренного вовлечения
Субъектов в процессы легализации ОД/ФТ/ФРОМУ или иную преступную деятельность;
4)
управление рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия
массового уничтожения - совокупность принимаемых Субъектами мер по мониторингу,
выявлению рисков легализации ОД/ФТ/ФРОМУ, а также их минимизации (в отношении
услуг клиентов);
5) безупречная деловая репутация – наличие
фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой
или непогашенной судимости (за совершение преступление в сфере экономической
деятельности, либо умышленных преступлений средней тяжести, тяжких и особо
тяжких преступлений);
6) уполномоченный орган – государственный
орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по
противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового
уничтожения в соответствии с Законом о ПОД/ФТ
5. Внутренний
контроль осуществляется в целях:
1) обеспечения
выполнения Субъектами требований законодательства
Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ);
2) поддержания
эффективности системы внутреннего контроля Субъектов на уровне, достаточном для
управления рисками отмывания доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма (далее – ОД/ФТ);
3) минимизации
рисков ПОД/ФТ/ФРОМУ.
6. Правила
внутреннего контроля (далее - ПВК) являются документом, который регламентирует
организационные основы работы, направленные на ПОД/ФТ/ФРОМУ и устанавливает
порядок действий Субъектов в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
7. В соответствии
с пунктом 3 статьи 11 Закона, ПВК включают в себя:
программу организации
внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ;
программу управления
риском ОД/ФТ, учитывающую риски клиентов и риски использования услуг в
преступных целях, включая риск использования технологических достижений;
программу идентификации
клиентов;
программу мониторинга и
изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других
необычных операций клиентов;
программу подготовки и
обучения сотрудников субъектов финансового мониторинга по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ;
иные программы,
которые могут разрабатываться субъектами финансового мониторинга в соответствии
с ПВК.
8. ПВК
предусматривают назначение ответственного должностного лица либо структурного
подразделения по организации, мониторингу реализации и соблюдению ПВК.
Примечание. На
должность ответственного должностного лица не может быть назначено лицо, не
имеющее высшего образования, имеющее не снятую или не погашенную судимость за
совершение преступлений в сфере экономической деятельности, либо
умышленных преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.
9. Субъекты несут
административную ответственность за неисполнение обязанностей по разработке, принятию
и (или) исполнению ПВК и программ его осуществления в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об
административных правонарушениях».
10. В случае внесения изменений и (или) дополнений в законодательство о
ПОД/ФТ, Субъекты в течение 30 календарных дней, вносят в ПВК соответствующие
изменения и (или) дополнения.
2. Программа организации внутреннего контроля в целях
ПОД/ФТ
11. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ
содержит:
1) порядок организации
внутреннего контроля, включая описание функций ответственного должностного лица
либо структурного подразделения, в том числе порядка взаимодействия с другими
структурными подразделениями Субъекта при осуществлении внутреннего контроля в
целях ПОД/ФТ;
2) порядок отказа
клиентам в установлении деловых отношений, отказа в проведении операции с
деньгами и (или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер,
предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, принятия мер по замораживанию операций с
деньгами и (или) иным имуществом и прекращению деловых отношений с клиентом, в
случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;
3) порядок
признания Субъектами сложной, необычно крупной и другой необычной операции,
подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции;
4) порядок
представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому
мониторингу, фактов отказа физическому или юридическому лицу в установлении
деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в
проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган,
включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах
и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и
документов в уполномоченный орган;
5) порядок
фиксирования и хранения документов и сведений,
полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и
переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому
мониторингу, в том числе о подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных,
необычно крупных и других необычных операций.
В журнале учета сведений
об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фиксируются:
номер и дата
передачи информации в уполномоченный орган;
основание для
подачи сообщения;
номер и дата
извещения о принятии/непринятии Формы ФМ-1
уполномоченным органом.
6) порядок
информирования работниками субъекта руководителя о ставших им известными фактах
нарушения законодательства о ПОД/ФТ, ПВК, допущенных работниками
Субъекта.
12. Функции
ответственного должностного лица либо структурного подразделения в соответствии
с программой организации внутреннего контроля:
1) разработка и
согласование ПВК, внесение изменений и дополнений к ним с руководителем
Субъекта, а также мониторинг реализации и соблюдения;
2) организация и
контроль за представлением сведений и информации об операциях, подлежащих
финансовому мониторингу в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ;
3) принятие
решений о признании операций клиентов подозрительными;
4) принятие
решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным и другим
необычным операциям;
5) принятие
решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления в
уполномоченный орган;
6) принятие
решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с
клиентами;
7) направление
запросов руководителю Субъекта для принятия решений об установлении,
продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
8) документальное
фиксирование принятых решений в отношении клиента, операции клиента (его
представителя) и бенефициарного собственника;
9) формирование
досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК;
10) информирование
руководителя Субъекта о выявленных нарушениях ПВК;
11) подготовка
информации о результатах реализации ПВК и рекомендуемых мерах по улучшению
системы управления рисками ОД/ФТ и внутреннего контроля ПОД/ФТ для формирования
отчетов руководителю Субъекта;
12) обеспечения
мер по хранению документов и сведений,
полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и
переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому
мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных,
необычно крупных и других необычных операций, не менее пяти лет со дня
прекращения деловых отношений с клиентом;
13) иные в
соответствии с законодательством о ПОД/ФТ и внутренними документами Субъектов.
13. Субъекты в
соответствии с возложенными функциями:
1) обеспечивают
конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;
2) предоставляют
информацию соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ;
3) предоставляют в
уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, сведения и
документы в соответствии с пунктом 3-1 статьи 10
Закона о ПОД/ФТ.
Субъект не
извещает клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган
информации, сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими
операциях.
3.
Программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
14. Программа управления риском ОД/ФТ предусматривает проведение
лицом, осуществляющим операцию с клиентами, оценки риска совершения клиентом
операций с деньгами и (или) иным имуществом, связанных с ОД/ФТ с присвоением
уровней риска.
Примечание. Уровни
риска формируются на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе)
и бенефициарном собственнике.
Результаты оценки
рисков документально фиксируются и предоставляются по требованию
соответствующих государственных органов и некоммерческих организаций, членами
которых являются Субъекты.
Уровни риска,
присваиваемые клиенту, пересматриваются по мере необходимости, но не реже
одного раза в год.
15. В программе
управления риском ОД/ФТ высокий уровень риска присваивается:
1) деловым
отношениям и сделкам физических и юридических лиц из государств (территорий):
не выполняющих и
(или) недостаточно выполняющих рекомендации ФАТФ;
с повышенным
уровнем коррупции или иной преступной деятельностью;
подвергнувшихся
санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией Объединенных
Наций (далее - ООН);
предоставляющих
финансирование или поддержку террористической (экстремисткой) деятельности, и в
которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации.
Ссылки на перечни
таких государств (территорий) по данным ООН и международных организаций
размещаются на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа;
2) клиенту в
случае, когда:
клиентом является
иностранное публичное должностное лицо;
клиентом является
должностное лицо публичной международной организации;
клиентом является
лицо, действующее в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного
лица;
клиентом является
лицо, являющееся супругом, близким родственником иностранного публичного
должностного лица;
клиент (его
представитель) либо бенефициарный собственник, либо контрагент клиента по
операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве
(территории), входящей в Перечень оффшорных зон;
клиент включен в
Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и
экстремизма, согласно статье 12 Закона о
ПОД/ФТ;
клиент является
нерезидентом;
местонахождение
клиента, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом
фактической деятельности его органов управления;
деловые отношения
с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах;
деятельность
клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег;
у Субъектов
возникают сложности при проверке представленных клиентом сведений;
клиент настаивает
на поспешности проведения операций;
клиент настаивает
на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых
отличаются от обычной практики Субъектов;
клиент использует
новые продукты и новую деловую практику, включая новые механизмы передачи,
новые или развивающиеся технологии как для новых, так и для уже существующих
продуктов;
клиентом
совершаются действия, направленные на уклонение от процедур финансового
мониторинга;
клиент является
некоммерческой организацией;
операции клиента
ранее были признаны подозрительными;
имеется иная
информация о клиенте, связанная с высоким риском ОД/ФТ;
3) операции:
связанной с
анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных
имен, включая наличные расчеты;
не имеющей
очевидного экономического смысла или видимой законной цели;
совершаемой
клиентом с несвойственной ему частотой или на необычно крупную для данного
клиента сумму;
по которой имеется
информация о высоком риске ОД/ФТ.
Клиентам, которым
на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном
собственнике, не присвоен высокий уровень риска, присваивается низкий уровень
риска.
К клиентам,
которым присвоен высокий уровень риска ОД/ФТ, применяются усиленные меры
надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ.
К клиентам,
которым присвоен низкий уровень риска ОД/ФТ, применяются упрощенные меры
надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ.
4.
Программа идентификации клиентов
16. Программа идентификации клиента заключается в проведении
Субъектами мероприятий по выявлению, обновлению ранее полученных сведений о
клиентах (их представителях) и бенефициарных собственниках, включая сведения об
источнике финансирования совершаемых клиентом операций и включает процедуры по:
1) соблюдению мер
по надлежащей проверке клиента (его представителя) и бенефициарных
собственников согласно требованиям статьи 5 Закона о
ПОД/ФТ;
2) проверке
достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном
собственнике согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 5 Закона
о ПОД/ФТ;
3) наличию или
отсутствию в отношении клиента (его представителя) и бенефициарного
собственника сведений об их причастности к финансированию терроризма и
экстремизма, предусмотренных Перечнем организаций и лиц, связанных с
финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона о ПОД/ФТ;
4) проверке
принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному
должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 Закона о ПОД/ФТ;
5) выявлению
клиентов, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место
нахождения:
в государстве (на
территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации
ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном
государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ;
в оффшорных зонах;
6) установлению
предполагаемой цели и характера деловых отношений.
Для клиента с
высоким уровнем риска ОД/ФТ при установлении предполагаемой цели и характера
деловых отношений дополнительно запрашиваются сведения о роде деятельности и
источнике финансирования совершаемых операций.
Для клиента с
низким уровнем риска ОД/ФТ установление предполагаемой цели и характера деловых
отношений определяется на основе характера операций клиента;
7) применению к
клиенту, в зависимости от присвоенного уровня риска, мер по надлежащей проверке
клиента в соответствии с программой управления
рисками;
8) обновлению
сведений, полученных в результате идентификации клиентов по мере изменения
идентификационных сведений, о клиенте (его представителе) и бенефициарном
собственнике, но не реже одного раза в год.
Обновление сведений
о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с высоким уровнем
риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в полугодие.
Обновление
сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с низким
уровнем риска ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в два года.
В случае отказа
клиенту в установлении деловых отношений и проведении операции с деньгами и
(или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных
подпунктами 1), 2), 2-1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 Закона
о ПОД/ФТ, а также принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или)
иным имуществом, Субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение о таком
факте по Форме ФМ-1.
В случае
невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, а также в случае
возникновения в процессе изучения операций, совершаемых клиентом, подозрений о
том, что деловые отношения используются клиентом в целях ОД/ФТ, Субъекты
прекращают деловые отношения с клиентом. Если деловые отношения прекращены по
вышеобозначенным основаниям, Субъекты направляют в уполномоченный орган
сообщение по Форме ФМ-1.
5.
Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно и крупных и других необычных
операций клиентов.
17. Субъекты разрабатывают Программу мониторинга и изучения операций
клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных
операций клиентов, которая заключается в выявлении операций:
1) указанных в пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона о
ПОД/ФТ;
2) указанных в пункте 3 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ;
3) указанных в пункте 4 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ.
18. Субъект, в
случае присвоения клиенту высокого уровня риска ОД/ФТ, дополнительно изучает
все операции, которые проводил клиент у данного Субъекта, с целью установления
причин запланированных или проведенных операций, и выявляет характер операций,
которые требуют дальнейшей проверки.
Субъект, в случае
присвоения клиенту низкого уровня риска ОД/ФТ, изучает текущую операцию
клиента.
19. Полученные в
рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиентов сведения
документально фиксируются и вносятся в досье клиента.
20. Сведения и
информация о выявленных операциях клиентов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 4 Закона о
ПОД/ФТ, представляется в уполномоченный орган по Форме ФМ-1.
21. Сообщение об
операции, подлежащей обязательному изучению, представляются Субъектами в
уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем признания
такой операции подозрительной.
6. Программа подготовки и обучения работников
Субъектов по
вопросам ПОД/ФТ
22. Программа подготовки и обучения по вопросам ПОД/ФТ разрабатывается
в соответствии с требованиями по подготовке и обучению работников.